Церкви Новгородского района

Церковь Николы на Липне

 

Церковь Николая Чудотворца на Липне – уникальный памятник древнерусской архитектуры конца XIII века Расположена на живописном островке Липно при впадении реки Мсты в озеро Ильмень.

Это один из первых, появившихся на Руси после Батыева нашествия храмов. Храм возвели в 1292 году по заказу новгородского архиепископа Климента на том месте, где по преданию была чудесным образом обретена  икона с изображением Николая Мирликийского, приплывшая из Киева и исцелившая князя Мстислава Владимировича. В конце XIV века вокруг храма по велению архиепископа Евфимия II была основана обитель.

Свою известность  церковь приобрела  благодаря своим архитектурным особенностям, которые дают много поводов для научных работ по архитектуре. Это любимый объект исследователей русского зодчества. Его неповторимость определяется взаимодействием византийских традиций, готических элементов и местных особенностей.

Первый труд посвященный церкви на Липне появился в 1859 году и назывался «Церковь Св. Николая Чудотворца, близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостаса в русских церквах». Затем “Николой” занимались еще десятки ученых, которые пытались объяснить ее формы влиянием архитектурных традиций разных районов Руси и Европы.

Церковь Спаса Преображения на Нередице

 

Церковь построена в 1198 году по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича, в 1199 году  расписана фресками. При Нередицком храме издавна существовал монастырь. Дата основания обители указана в летописи XV-XVII веков.

Нередицкий монастырь был не   рядовым, а княжеским, имел особый   статус. В пользу этого говорят обстоятельства его создания, и местоположение (рядом с Городищем  княжеской резиденцией), и, главное, немногочисленные, но показательные погребения здесь князей, если они умирали в Новгороде.

Фресковая роспись церкви  Спаса, исполненная в 1199 году, до уничтожения в 1941–1943 гг. представляла наиболее драгоценный     памятник новгородской монументальной    живописи XII века. Все стены, столбы, своды, арки и купол   храма были сплошь покрыты фресками отличной сохранности. Данный памятник давал возможность понять декоративную систему росписи в целом, не прибегая для этого  к теоретическим реконструкциям.

В куполе церкви было     изображено «Вознесение       Господне», ниже – пророки,     в подпружных арках –  медальоны с изображением     сорока  Мучеников. На стенах и столбах расположились                                                                                                                отдельные фигуры и композиции. Западная стена храма была занята большой фреской «Страшного Суда». Нижнюю часть стен покрывала орнаментальная роспись, иллюстрации к тексту Евангелия, многочисленные изображения воинов, мучеников, отцов церкви, отшельников. Ряд сюжетов возник по инициативе заказчиков росписи. В поясе Святых изобразили  Святых Бориса и Глеба, князя Ярослава Владимировича.

В период шведской оккупации (1611–1617 гг.) обитель опустошили и разграбили.  В 1617 году монастырь был  заново отстроен и освящен,  а     в 1678 году приписан к Юрьеву монастырю. В середине XIX      века церковь Спаса приписана    к церкви Благовещения на    Городище. К 90-м гг. XIX века храм обветшал и нуждался  в  ремонте. В 1903–1904 гг.  проведена реставрация памятника.

В результате артиллерийского обстрела в 1941 – 1943 гг. церковь Спаса на Нередице была превращена фашистскими варварами в руины. От всемирно известной фресковой живописи уцелели лишь жалкие фрагменты. Восстановление церкви началось уже в 1944 году.  В настоящее время   памятник открыт для посещения.

 

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве

 

Согласно новгородским летописям, церковь Спаса Преображения на Ковалеве построена в 1345 году по заказу боярина Онцифора Жабина. Этот памятник принадлежит к числу храмов переходного периода, в которых отразились и старые традиции домонгольской архитектуры, и новые черты, характерные для новгородского зодчества конца XIII –  первой половины XIV в.в.

Храм расписан летом 1380 года  накануне Куликовской битвы. Возможно, именно поэтому большое количество изображений святых воинов-мучеников  заступников Русской земли. «Идите же и вы, русские воины, на смертный бой, на свою Голгофу», – призывали ковалевские фрески, – «Ибо нет большей любви, чем живот положить за други своя…».

В 1941–1943 годах памятник оказался на линии фронта, и был до основания разрушен огнем фашистской артиллерии. Только в 1962 году на Ковалевский холм пришли реставраторы и археологи. Вначале собрали все фрагменты фресок, вплоть до самых мельчайших. Раскопки приходилось производить с чрезвычайной осторожностью, так как в завалах было много неразорвавшихся мин и снарядов. С 1965 года работу по спасению ковалевских фресок возглавлял А. П. Греков. Вместе с ним бессменно трудилась его жена, В. Б. Грекова. На сохранившихся фрагментах стен разрушенной церкви уцелело всего 16 квадратных метров росписей. Большая и лучшая часть живописи погибла. Супруги Грековы и их помощники разбирали вручную фрагменты уцелевших фресок, извлекая их из груды камней штукатурки, земли и строительного раствора.

К 1973 году завалы были разобраны окончательно,  перебрана каждая горсть земли. В результате  извлекли около 500 ящиков с разбитыми, разрозненными кусочками фресок  всего около 100 000 фрагментов. Проведена колоссальная, не имеющая аналогий в мировой реставрационной практике работа. Собрано около 350 тысяч фрагментов, из которых в той или иной степени составлено почти 200 квадратных метров фресок. Этот  эксперимент стал первым по спасению погибшего памятника монументальной живописи.

В 1973 году по проекту Л. Е. Красноречьева церковь Спаса на Ковалеве восстановили  в древних формах.

Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле

 

«Волотово»  впервые      упомянут  Новгородской летописи  в середине XIV века.  В 1352 году  архиепископ  Моисей     по образцу памятника       Перынского  скита возвёл    Успенскую церковь – небольшую однокупольную  постройку   суровой  простоты  форм.  Выстроенный     из крупных плит известняка с использованием       в кладке булыги, почти без                 декоративных  украшений, храм  поражал       исключительной        ясностью форм. К западному и      северному фасадам    основного   объёма примыкали пристройки. На западной стене северного притвора     на двух столбах была пристроена двухпролетная звонница.    Волотовские фрески  отличались    динамикой в построении композиций и отдельных фигур, глубокой эмоциональностью и искренностью.

Местность, где стоит Волотовская церковь, овеяна легендами и           сказаниями, и связывалась с именем языческого бога Велеса. Существовала также легенда, что это  место захоронения богатырей, или «ВОЛОТОВ»,     что в древнерусском языке обозначало «исполин, великан». К западу              от церкви, где в пойме Волховца  и сейчас есть небольшая возвышенность, которая в весеннее половодье становится островом. Там часто находили человеческие кости, которые и принимали за останки богатырей. В окрестностях Волотова имелась  целая  группа  загадочных  насыпей. По народному преданию, в одной из сопок был похоронен новгородский старейшина Гостомысл, а курган, где он погребен, насыпан якобы пригоршнями новгородцев, чтивших своего старейшину.

Во время шведской оккупации 1611–1617 гг. Успенский храм был разорен, но его архитектура и росписи остались неповрежденными. Часть здания обгорела во время грозы в 1825 году, и последовавший после этого ремонт значительно изменил его облик.

В акте комиссии от 15 февраля 1944 года по установке ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками историческим  зданиям и  памятникам,  указано что на месте церкви Успения  на  Волотовом  поле обнаружена груда камня и кирпича, из-под которой местами видны остатки стен.

В 2001 году между Министерством культуры России, Администрацией Новгородской области, комитетом культуры, кино и туризма администрации Новгородской области и Министерством культуры Федеративной Республики Германии при содействии Общества международного взаимопонимания было подписано Соглашение об оказании безвозмездной помощи (содействия) в восстановлении церкви Успения на Волотовом поле и реставрации ее фресок.

28 августа 2003 года состоялось торжественное открытие поднявшегося из послевоенных руин храма, почти таким, каким видели его наши предки. В настоящее время ведутся работы по восстановлению уникальных фресок.

с. Бронница. Церковь Введения

во храм Пресвятой Богородицы

 

В 25 километрах от Великого Новгорода, при пересечении Московского шоссе с рекой Мстой, расположилось старинное   село Бронница, в  центре которого возвышается Бронницкая гора на уровне 30 метров над речной поймой.

На её вершине стоит главная сельская достопримечательность                                                                                                                                                                                                                            – Введенская церковь. С давних времен на этом месте находился  храм.         В 1769 году вместо деревянной постройки  была воздвигнута каменная.

По преданию, Екатерина II, во время возвращения из поездки на свою коронацию в Москву, отдыхала в Бронницком путевом дворце и, «пленяясь живописным видом, благоволила подняться на Бронницкую гору, с которой смотре­ла на Новгород, усеянный многими монастырями и церквами, и на другие окрестности, видные на расстоянии». В ясную погоду с горы действительно хорошо видны Новгород и озеро Ильмень. В память о своем посещении императрица якобы повелела соорудить на горе храм во имя великомученицы Екатерины.   Возведенная в 1769 году каменная церковь была трехпрестольной      и посвящена «Введению Божией Матери во храм».

В 1828–1832 гг. здание подверглось основа­тельной переделке. Проект восстановления обвет­шавшей постройки был составлен в 1826 году архитек­тором Я. Максимовичем и передан известному зодчему XIX века В. П. Стасову. Перестраивая храм, он сохранил старые стены, заложив ряд ниш, усилил их и выровнял внутренние столбы, пристроил два дорических портика. Здание завершилось куполом на граненом барабане, а колокольня увенчалась шпилем более чем 15 метров высоты. Имея скромные размеры (длину 26,3 метра, ширину 19,1 метра), храм благодаря мощным  дорическим порти­кам приобрёл монументальный облик.

Вместе с природным окружением он образует редкий по красоте ансамбль.

Введенская церковь со времени аракчеевских поселений до 1874 года находилась на попечении военного ведомства. Перестройка производилась на деньги экономического комитета военных поселе­ний. В год завершения строительных работ около храма был устроен плац для воинских построений и к нему проложена дорога, обсаженная деревьями.

Памятник  отреставрировали в 1972 году по проекту Л.А. Ашихминой на средства Всесоюзного общества охраны памятников.

с. Бронница. Церковь Спаса-Преображения

 

История действующей Спасо-Преображенской церкви восходит к XVIII веку, когда возвели на берегу реки Мста деревянную церковь. В начале XIX века на её месте началось строительство каменного храма.

В 1888 году в Броннице протоиерей Гавриил Фаворский освятил новую Спасо-Преображенскую церковь.  При ней открыли церковно-приходскую школу для детей села и окрестных деревень. В 1937 году храм закрыли, а колокола сняли и увезли для переплавки в Новгород. Вновь церковь открыли в 1945 году.